Север: дальнейшее потепление или новый ледниковый период?
Прoблeмы и oсoбeннoсти, связaнныe с измeнeниeм климaтa нa сeвeрe, oбсуждaлись нa сeминaрe в Мурмaнскe.
В oднoм учeныe eдинoдушны: Aрктику ни за что ни про что нaзывaют «куxнeй пoгoды», измeнeния нaибoлee зaмeтны в сeвeрныx ширoтax — пoчти всeм oбитaтeлям сeвeрныx мoрeй пришлoсь тaк или иначе поменять свои привычки и даже ареалы обитания, чтобы приспособиться к новым условиям.
Положительная аномалия становится нормой
Наблюдения за погодой на Кольском полуострове ведутся с середины XIX века, к 1941 году там работали 25 пунктов наблюдений. Рисуя кривые наблюдений за температурой, метеорологи делают вывод: начиная с 1976 года, среднесезонная температура воздуха в северных широтах повышается.
В этом году температура большинства месяцев была меньше климатической нормы. А самым теплым оказался февраль, отклонение от среднемесячной температуры, например, на Шпицбергене, составило 12 градусов — такой аномалии не было за все времена наблюдений, отмечает Сиеккинен. Прошедшая зима на Кольском полуострове, по данным синоптиков, оказалась одной из самых теплых с 1936 года.
Птиц меньше, рыбы больше
Задача ученых сегодня — понять, как меняется состояние флоры и фауны всвязи с климатическими катаклизмами, кто лучше чувствует себя в условиях потепления, а кому повышенные температуры далеко не нравятся.
В условиях изменений это значимо отражается на их поведении и размножении, распределении по площади моря. Конец гидробионты делятся на тех, для кого благоприятны атлантические воды, и тех, кому предпочтительнее арктические. Оттепель для одних благоприятна, для других нет», — отмечает сотрудник Полярного научно-исследовательского института (ПИНРО) К. Соколов.
Ученые ПИНРО с удовлетворением констатируют: запасы трески в северных морях в данное время как никогда богатые. Но если треска чувствует себя в нынешних условиях в прямом смысле как рыба в воде и активно размножается, некоторым видам птиц, которые десятилетиями обустраивали свои колонии на Кольском полуострове, приходится покидать насиженные места.
И связано это в первую очередь с перераспределением рыбных запасов в акватории Баренцева моря, которые зависят от температурного режима вод. Ученые объясняют — при потеплении идет перераспределение: в восточных районах пернатые чувствуют себя более комфортно, численность их в колонии растет, а в западных участках количество рыбных запасов уменьшается.
«Это негативно сказывается на состоянии птичьих базаров — падает численность, снижается репродуктивная часть. Колонии в западной части деградируют», — отмечает ученый, сотрудник мурманского морского биологического института (ММБИ) Алексей Ежов.
Ученые наблюдают за тем, как стремительно снижается число западных колоний таких птиц, как моевка, кайры, чистики, крупные чайки. «С конца 80-х годов отсюда следует много крупных чаек. По подсчетам ученых, за последние 14 лет западная колония на полуострове Рыбачьем сократилась с 50 тысяч гнездящихся чаек до 25 тысяч. И это меняет ситуацию далеко не только на севере.
«Наши птицы мигрируют в южные районы на зимовки. Не воспроизводя здесь свою численность, они в меньшем количестве улетают на зимовки, там начинаются процессы замещения традиционных видов нетрадиционными, нарушается равновесие между «было» и «стало», — отмечает ученый.
Незванные гости в северных морях
Особенность северных морей заключается в низком видовом разнообразии, доминировании отдельных видов, что с одной стороны удобно для рыбаков — нет необходимости постоянно менять орудия и методы лова, однако с другой — это приводит к перелову. «Сложение видового разнообразия говорит о том, что мы имеем перелов массового вида», — отмечает замдиректора по науке ММБИ Дмитрий Ишкулов.
В последние годы ученые наблюдают исчезновение в арктических морях несвойственных этой зоне видов, и связано это не только с изменением климата, но и с деятельностью человека. При этом, являясь ценной рыбой, она все же может вытолкнуть «аборигена» северных морей — семгу.
«Великая экспатриация» камчатского краба началось в 60-х годах прошлого века, этот вид прекрасно себя чувствует в арктических условиях и быстро размножается, отмечают биологи. Есть и другие версии. «Основная — его совместимость с балластными водами, и всвязи с этим всё серьезней встает вопрос о контроле балластных вод, в таком случае интродукция новых видов маловероятна», — говорит Ишкулов.
До сих пор один способ проникновения в северные моря несвойственных видов — «леторасль» из садков рыбы, которую предприятия аквакультуры выращивают на открытых водоемах. При этом промышленники используют чужеродные или генномодифицированные виды, отмечают ученые.
Таким «непрошеным гостем» можо считать радужную форель, воспроизводящую свою популяцию в реках восточного Мурманска и озере Имандра.
Появление новых видов обитателей на севере далеко не всегда связано с деятельностью человека. Биологи припоминают поимку рыбы-иглы, которая является южным видом, или почти тропической луны-рыбы, тунца, атлантической сельди, скумбрии.
«Появление новых видов оказывает влияние на «аборигенов», ведет к изменению промысловых путей, смене объектов питания, нарушению биопродуктивности водоемов, изменению генофонда, потере экосистемами их устойчивости», — говорит Ишкулов. При этом биолог отмечает: главная задача ученых состоит в том, чтобы выяснить, какие изменения являются естественными, а какие произошли под влиянием человека, и насколько эти изменения вредны в для природы.
«Вред для природы , так или иначе, потом ударит и по человеку», — считает ученый. Сегодня ученые не могут с уверенностью сказать, продолжится ли оттепель в северных широтах в ближайшие годы или нынешний цикл скоро сменится новым «ледниковым периодом».