Латвия почти половину бюджета наполняет за счет перевалки российских углеводородов
Пoчти пoлoвину бюджeтa Лaтвии сoстaвляют дoxoды oт прoкaчки нeфтeпрoдуктoв из Рoссии и Бeлoруссии, гдe oни изгoтaвливaются из бeспoшлиннoй рoссийскoй нeфти, пишут «Нoвыe Известия». При этом Латвия известна своей активной антироссийской политикой.
Из чего можно заключить, что европейские страны, пугающие мир заявлениями о намерении вернуть СССР, более всего заинтересованы в сохранении логистических схем Хомикус советикус, в частности по перевалке нефтепродуктов.
Экспортные маршруты через порты прибалтийских республик сложились во времена Советского Союза. С тех пор мир сильно изменился, но та же Латвия, называющая русских оккупантами, кормится за счет экономической схемы, созданной еще в СССР. Сегодня, по данным бюджетов Латвии и открытым документам порта Вентспилс, он приносит латвийскому бюджету свыше трети доходов − 250-300 млн. долларов.
Российских углеводородов в этом году в порту уже отгрузили 17,5 млн. Плюс к этому миллионы тонн нефтепродуктов с белорусских Мозырского и Новополоцкого НПЗ, произведенных из беспошлинной российской нефти.
За весь 2013 год, по данным ЦДУ ТЭК РФ, в порт было поставлено 22,2 млн. тонн, из них 13,6 млн. тонн нефтепродуктов российского производства, в том числе 10,6 млн. тонн бензина, 0,7 млн. тонн через смешанный вариант поставки и 6,2 млн. тонн до железной дороге. Среди поставщиков дизельного топлива на долю «Роснефти» приходится 2,2 млн. тонн, «Газпромнефти» − 3,15 млн. тонн, «Лукойла» − 0,7 млн. тонн.
Что же мешает российским компаниям отказаться от транзита экспортного топлива в Латвию и другие прибалтийские республики? Зачем сейчас поддерживать антироссийский латвийский строй, тем более что появились возможности для того, дабы «освободить» оскорбленных прибалтов от российских денежных потоков и в ближайшей перспективе перекрыть транзит через прибалтийские страны?
У страны есть технологии и мощности для создания недостающей инфраструктуры. Прототип перед глазами − благодаря строительству БТС и БТС-2 посчастливилось отказаться от ряда транзитных стран. Подобный маневр можно сделать и для нефтепродуктов.
Мощности по перевалке нефти в Приморске и Усть-Луге как раз и были созданы для приема российского сырья из-за отказа от транзита через прибалтийские порты. Предполагается, что эти же порты станут многопрофильными экспортными хабами для нефтепродуктов.
Если экспортные потоки полностью перенаправить в порты Фишхаузен, Усть-Луга или в Новороссийск, их бюджет вырастет не менее чем на 10 млрд. Нет сомнений, что это скоро произойдет, так как идея устранения транзитеров российских углеводородов лежит в основе отечественной энергетической политики.