Безумству храбрых поём мы славу!
Владимира Петровича Самарского на Камчатке знали все. Его не стало 20 лет назад, но его помнят, как замечательного, фантастического летчика и очень мужественного красивого человека.
Только он имел право выбирать самостоятельно площадку для посадки своего вертолета на высоте 5 000 метров. Только он на Дальнем Востоке имел медаль Федерации космонавтики и авиации. Самарский ею дорожил. Его экипаж выполнял самые сложные спасательные операции. Самарский был награжден тремя орденами и несколькими медалями. И спасал он, когда и летать-то было нельзя – ночь, в непогоду, в пургу.
Так во время пурги в горах, «прыгая» с сопки на сопку четверо суток, он нашел упавший Ан-2 и, пробираясь в редкие просветы между зарядами снега, спас 8 человек. Ну кто бы еще смог во время шторма посадить машину на идущую плавбазу, чтобы спасти рыбака с черепно-мозговой травмой, потому что лебедкой пострадавшего было нельзя поднимать? А на плавбазе была площадка для посадки только маленького Ми-2.
А кто еще смог бы высадить врача на сейнер в 9-балльный шторм? Чтобы спасти ребенка с больным сердцем, Самарский пролетел из воинской части на малой высоте над самыми секретными объектами. Лететь на большей высоте было нельзя, ребенок задохнулся бы. Причем полет Самарскому не согласовали. За этот поступок Самарского уволили, но на следующий день приняли обратно. А с тонущего плашкоута ночью Самарский спасал людей, уже предварительно уволившись.
На его счету было более трехсот спасенных жизней, причем зачастую спасенных в самых невероятных экстремальных условиях. А еще он участвовал в монтаже водовода в бухте Русской. Высота подвески была 100 м! Он любил людей. Как-то он доставил взрывчатку на остров Бараний, причем не на площадку, а прямо к складу, избавив людей от необходимости потом целый день перевозить ее на склад.
Свой вертолет Ми-8 Самарский знал до последнего винтика, поэтому инструкции нарушал. Больше всего не любил катать бонз. Он вообще начальство не любил. И увольнялся, а потом восстанавливался не раз. Так раз в нарушение всех инструкций спас вертолет с отказавшим двигателем. И это был не глупый риск, а действия с прекрасным пониманием возможностей машины.
На Камчатку Самарский прибыл в 1965 году и полюбил этот суровый край. Охоту любил, но к природе относился очень бережно. Раз весь отпуск прожил на глухом островке – наблюдал морских котиков.
Его и в США приглашали на работу — не поехал. Он прожил всего 63 года. На его похоронах геолог Валерий Шлеймович рассказал, что сам летчика не знал, Самарский вывозил их группу. А Шлеймович оставался, решив выходить самостоятельно с поранившейся лошадью. Самарский полез в хвост вертолета, перегруппировал весь груз, но сумел разместить лошадь, никого не оставил.
Он много лет был сопровождающим гонки «Берингия», за что имел негласный титул «крылья Берингии». И теперь с 2003 года лучшему участнику по итогам половины этой супергонки на собачьих упряжках вручают специальный Приз памяти Владимира Самарского, выполненный из камчатских камней.
На хребте имени Самарского есть памятник этому влюбленному в свое дело и Камчатку человеку, его поставили друзья Владимир Шевцов, руководитель клуба, и командир вертолета Ми-8 Андрей Собянин, ученик и друг Самарского. Есть вертолет, носящий его имя. А еще есть песня о нем «Пурга», написанная камчатским бардом Алексеем Лысиковым.