За что у бизнесменов хотят изъять собственность у Минского моря
Прeзидeнт пoтрeбoвaл oт рукoвoдствa гoрoдa и oблaсти нeзaмeдлитeльнo проявить решительные мeры.
Пoслe критики мeстo oтдыxa нaвoднили сoтрудники ГAИ, с мoлниeнoснoй скoрoстью тaм сдeлaли дoрoгу и нaвeзли пeскa, у прoдaвцoв прoвeрили рaзрeшeния нa тoргoвлю, пoстaвили нoвыe стoянки для aвтoмoбилeй, мeстa для купaния, плoщaдки для сбoрa мусoрa, oбoрудoвaнныe кoнтeйнeрaми. Нo пoрядoк нaчaли нaвoдить нe тoлькo нa пляжe – чинoвники взялись и зa бывшиe пиoнeрскиe лaгeря и другиe oбъeкты нeпригляднoгo видa.
Кoмиссия из спeциaлистoв зeмлeустрoитeльныx, aрxитeктурныx, сaнитaрныx и экoлoгичeскиx служб oбслeдoвaлa тeрритoрию. Oни выявили 16 oбъeктoв гoсудaрствeнныx и чaстныx oргaнизaций, сoстoяниe кoтoрыx вызвaлo вoпрoсы.
«Этo eдинствeннaя бaзa в Бeлaруси, бeз нee мы умрeм!» Пeтр Сeряйкин, зaмeститeль прeдсeдaтeля Бeлoрусскoй фeдeрaции вoднo-мoтoрнoгo спoртa, трeнeр дeтскo-юнoшeскoй кoмaнды «Фoрмулa Будущeгo» и учрeдитeль кoмпaнии «Клaссик-Трaнс», встрeчaeт нaс oкoлo здaния бывшeй дрeнaжнo-нaсoснoй стaнции oкoлo Минскoгo мoря. В здaнии бывшeй дрeнaжнo-нaсoснoй стaнции xрaнили и рeмoнтирoвaли спoртивную тexнику.
Предыстория такая: в 2008 году система Серяйкина выиграла на аукционе право арендовать здание насосной станции. Он планировал модернизировать прилегающую к зданию территорию, обустроить причальное контр-апроши по эксплуатации судов и установить кемпинги для спортсменов, участников и зрителей соревнований.
Больше чем за два года сделать удалось не все: Серяйкин по мере возможностей благоустроил пляж возле здания, объект использовал под хранение и ремонт аквабайков, квадроциклов, снегоходов и мотоциклов. Юные спортсмены пользовались базой за так.
Первые соревнования прошли в 2005 году. Мы всё покупали за свои деньги, государство нам ничего не купило. За время использования базы, по словам тренера, восемь спортсменов стали мастерами спорта, три заняли вторые места на чемпионатах мира по водно-моторному спорту, пять – третьи места на первенствах Европы.
В прошлом году эта история обрела неожиданный поворот – на базу тренера приехала комиссия из чиновников и обнаружила дефекты. Прикрытие не у нас обвалено, это у государства, так как подстанция, которая примыкает к нашему зданию, государственная, – рассказывает Пит, открывая ворота перед въездом на базу.
Купив базу, Петруша Серяйкин по мере возможностей привел в порядок примыкающий пляж, да не все задумки удалось воплотить в реальность. Затем предписание дала пожарная работа. Нецелевое использование собственности стало главной причиной для чиновников, чтобы поставить вопрос об ее изъятии через суд. Если это произойдет, здание с участком выставят на открытый аукцион.
Компенсации, пояснили в Минском райисполкоме, не будет. То есть фактически может случиться, что человек вложил деньги в никуда. – Если бы мы тут водку подпольно разливали, наркоманы здесь были или бомжи… Однако нет же ничего такого! За что забирать? Это единственная база в Беларуси, без нее мы умрем! Следующий шаг может будет такой, что придут ко мне домой и скажут, что и он нужен, собирайте манатки?
По суду базу будут пытаться изьять. За нее бизнесмен когда-то заплатил 270 миллионов рублей, пока что оценивает свое имущество в полмиллиона долларов. Со своей стороны в Минском райисполкоме комментируют, что действуют в рамках закона, а по нему есть основания собственность реквизировать.
На сегодня целевое назначение объекта, который купил Серяйкин, – уход дренажно-насосной станции, а никак не мастерская по ремонту техники, рассказывает Сергей Шимук, начальник землеустроительной службы Минского райисполкома. Он поясняет, что любой собственник вправе обратиться за изменением целевого назначения объекта.
В данном случае операция могла быть такой: бизнесмен просит райисполком провести проектно-изыскательские работы, собирает документы сообразно техническим условиям, проект проходит экспертизу, после этого нужно обретший разрешение на реконструкцию объект под то или иное установление.
Специалист райисполкома подчеркивает, что процедура не бюрократизирована, все произвести реально в короткие сроки, особенно если нанять специалистов. Но если бы бизнесмен выполнил все требования, ему бы вряд ли разрешили изменить целевое назначение объекта под ремонтную мастерскую. – на берегу Заславского водохранилища ремонтировать квадроциклы! Вы бы туда пошли купаться? Как это будет выглядеть?
У Серяйкина по этому поводу домашние аргументы: – После предписания я просил райисполком разрешить проведение проектно-изыскательских и строительных работ по части реконструкции здания под ремонт, хранение и обслуживание техники, но мне отказали, так как документы уже направлены в прокуратуру. Но отчего мне не сказали, что ремонтировать там технику нельзя? Я ни от кого ничего не скрывал! Дали бы наказание, но не забирать же собственность!
При этом в земельно-кадастровом плане участка подмеченно, что объект, который приобрел бизнесмен, находится на землях «категории промышленности, транспорта, энергетики, обороны и другое». «С нами общаются не как с людьми: вызывают и ставят в курс, что надумали изымать»
Похожая история произошла и с Олегом Тарасюком, учредителем компании «Гринвуд-инвест». У компании Олега Тарасюка в собственности оздоровительный детский лагерь «Солнечный круг». На территории в примерно полдюжины гектаров находится 17 объектов. Здесь бизнесмен планировал открыть санитарный комплекс.
В 2011 году Минский райисполком разрешил компании проведение проектно-изыскательских работ по объекту. – Мы начали проектирование, – рассказывает Олег. – Техническую документацию на электричество и газ сделали, а на воду и канализацию — нет. При тех потребностях, как нам нужны, условий не было. Поэтому всё приостановили, но мы не отказались от проекта.
Проводили текущий ремонт, восстановили коммуникации. В этом году инвеститор собирался сносить старые здания и заливать фундамент. Поэтому компания приняла намерение реализовать проект своими силами, параллельно хотя бы немного на нем зарабатывая: территорию сдавали в аренду под пейнтбол, а комнаты в единственном отремонтированном внутри здании – под проживание сотрудников других организаций.
Первым делом восстановили подстанцию, потом канализацию, отопление в одном из зданий. Сейчас нагнали технику, так чтобы убирать здания, заливать фундаменты. Планировали их зимой залить и весной (этого года. – Прим.) Его ожидает та же судьба, что и здание Петра Серяйкина: через суд их попытаются изъять. И в этом случае Минский исполком настаивает, что объект не используют по целевому назначению: в один прекрасный день купили под оздоровление детей, его и должны проводить.
Олег Тарасюк отрицает, что на территории бывшего лагеря производили мебель, говорит, что на одном из зданий висела рекламная растяжка о производстве в Жлобине. При этом саму игру он считает активным видом отдыха, который, по его мнению, является оздоровлением. Чиновники с такой трактовкой оздоровления не согласны — где же мы здесь видим оздоровление?
Территория должна пройти согласования, спустя некоторое время ветхие строения. Ребенок споткнется, поломает себе что-то, кто именно будет отвечать? – задается вопросом Сергей Шимук. – Интересно получается, у нас сперва-наперво заберут, выставят на аукцион, и мы сами сможем принять участие в аукционе. Бизнесмены готовы заплатить штраф, но не отдать добро.
Ситуация, с которой столкнулись бизнесмены с собственностью вблизи Минского моря, касается не только их. Чиновники так и отмечают, что никто против самих бизнесменов ничего не имеет. В рамках проверок же выявили 16 организаций и учреждений, середи которых есть и государственные.
В Минском райисполкоме отмечают, что всю процедуру по работе с собственниками соблюли: предупреждали, делали предписания, с каждым беседовали, объезжали объекты, фактически собственников «заставляли работать». «Если троекратно не доходит людям, то меры приняли, – поясняет Сергей Шимук.
– Взыскать и забрать в одностороннем порядке мы не имеем права». Поэтому судьбу собственности решит первая инстанция, она же и установит правомерность прекращения права на состояние. Чиновник добавляет, что сегодня у инвесторов есть интерес к такого рода землям, а на территории Минского района 38 оздоровительных объектов, которые нужно вводить в оборот.
Вышеописанные ситуации, по словам Сергея Шимука, квалифицированы по статьям 70 и 89 Кодекса о земле, а изъять объекты с участками могут на основании статей 29, 60, 62, 64, 66, 67, 70 и пункта 8 указа президента № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков», рассказывают в Минском райисполкоме.
В любом случае критика – это состязательный процесс, и чем он закончится, покажет время. Бизнесмены не понимают, зачем у них сегодня пытаться забрать объекты, в противном случае они планируют ими пользоваться. Это значит, что территория какое-то время все равно не будет радовать глаз. Давайте разберемся в ситуации.
Прежде всего, субъекты хозяйствования, интересы которых представлены в публикации, приобрели в свою имущество не земельные участки, а капитальные строения, расположенные на указанных земельных участках. Таким образом, право собственности возникло только в отношении зданий и сооружений. Земельные участки переданы в постоянное пользование для обслуживания в одном случае дренажной насосной станции, а в другом – детского оздоровительного лагеря.
Действующим законодательством предусмотрена допустимость принудительного изъятия земельных участков за нарушение законодательства об охране и использовании земель. Вместе с тем решение об изъятии принимается только на основании материалов, свидетельствующих, после получения письменного предписания от государственного органа, осуществляющего народный контроль за использованием и охраной земель.
Собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель. В случае, если собственник устраняет установленные нарушения, то основания для изъятия земельного участка после нарушения законодательства об охране и использовании земель также отсутствуют.
Инспектирование со стороны государственных уполномоченных органов за использованием земельных участков по целевому назначению обусловлен основными принципами земельных отношений в Беларуси. Оспаривание решения об изъятии земельного участка приостанавливает его исполнение. Законодательно предусмотрена защита интересов всех участников возникших правоотношений.
Возвращаясь к правам собственности для строения и сооружения, которые принадлежат юридическому лицу на оздоровительный отдых и юридическому лицу на дренажную насосную станцию, следует отметить, что данные правоотношения регулируются не законодательством о земле, а Гражданским кодексом Республики Беларусь. К примеру, п. 2 ст. 236 ГК предусматривает нетерпимость принудительного изъятия у собственника имущества, кроме случаев, когда согласно постановлению суда производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка.
И в случаях, когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования владения невозможно без прекращения права собственности на капитальные строения (здания, сооружения), находящиеся для данном участке, это имущество может быть изъято у собственника как следует выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном законодательством.
Призыв заинтересованных лиц об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению судом, если соответствующий государственный орган или орган местного управления и самоуправления, обратившийся с таким требованием, не докажет, что использование земельного участка в целях, которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Подводя итог, можно отметить, что дальнейшая судьба построек, находящихся в собственности, и земельных участков, переданных фигурантам описанной истории обслуживания объектов недвижимости, в большей степени будет зависеть от последовательных действий юридических лиц, владеющих этими объектами.