Неудачный запуск очередного «Союза»
При запуске очередного «Союза МС-10» после отделения первой ступени произошло ЧП.
Сейчас предполагают, что причиной аварии стало плохое крепление боковых блоков второй ступени.
Ракета носитель с космонавтами Алексеем Овчининым и Тайлером Хейгом на борту не вышла на орбиту, а начала падать. Полет длился около 3 минут. По счастью сработала система спасения, Космонавты остались живы.
Поскольку спускались они по баллистической орбите, то испытали перегрузки более высокие, нежели при штатном спуске. Во время тренировок на центрифуге в Звездном Городке перегрузки составляют от 4 до 8g, при баллистическом спуске могут возникнуть более значительные перегрузки.
Противоперегрузочный костюм позволяет переносить от −2 g до +12 g. Но при 7—8 G у человека «краснеет» в глазах, пропадает зрение, из-за отлива крови от головы происходит потеря сознания. Это уже не зависит от опыта и тренировок.
Экипаж после аварийной посадки вышел на связь. В спасательной операции принимали участие четыре вертолета Ми-8, поднявшиеся с аэродромов Жесказгана, Байконура и Караганды. На их борту были спасатели и медики.
Спускаемый аппарат был обнаружен в казахстанской степи. С помощью ПЕМ-1 его перевернули и извлекли космонавтов. Их состояние было оценено как удовлетворительное. Позже стало ясно, что их состояние «не очень хорошее». Овчинин и Хейг будут доставлены в Звездный Городок.
Так закончился запуск экипажа, который должен бы работать на орбите 187 суток. Планировалось, что Ник Хейг с немцем Александером Герстом (он сейчас на МКС) выйдут в космос и поменяют батареи, а Алексей Овчинников с Сергеем Прокопьевым обследуют дыру. Кроме Герста и Прокопьева на МКС работает американка Серина Ауньен.
ПЭМ-1 «Синяя птица» — это трехосный вездеход – амфибия, созданный специально для поиска и эвакуации экипажей космических кораблей, имеющий на оснащении кран и прочее необходимое оборудование.
По распоряжению генерального директора «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина была создана госкомиссия, которая проведет расследование причин аварии. Пока делать выводы рано. Все пилотируемые пуски экипажей на МКС приостановлены. Возможна и отмена экспедиции транспортного корабля «Прогресс», которая намечалась на 31 октября, поскольку и там используется ракета-носитель «Союз-ФГ», с которой произошла авария.
Экипаж на МКС дождется следующей экспедиции, которая планировалась в декабре 2018, а в случае, если расследование причин ЧП затянется, может продолжить автономный полет до апреля 2019 года.
Аварий такого рода на Байконуре не было с сентября 1983 года. Тогда на орбиту провожали экипаж в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова. Но за 48 секунд до старта космического корабля «Союз-Т» возникло загорание ракеты-носителя.
Руководители стартовой команды А. Солдатенков (от промышленников) и Алексей Шумилин (от военных) сумели мгновенно оценить ситуацию и за две секунды до взрыва с помощью системы аварийного спасения (САС) корабль отстрелили.
Владимир Титов и Геннадий Стрекалов благополучно приземлились на парашюте в нескольких километрах от Байконура. В те годы о таких неудачах не сообщали. Но система аварийного спасения себя зарекомендовала хорошо.