Российские сплавы для дисков авиадвигателей проверят на рост трещин

рост усталостных трещин в дисках турбин

Российские сплавы для дисков авиадвигателей проверят на рост усталостных трещин.

Инженеры МАИ и ОКБ имени Люльки проведут исследование, в ходе которого впервые будут изучены процессы образования и роста усталостных трещин в дисках турбин и компрессоров, которые входят в число важнейших деталей газотурбинных двигателей, сообщили РИА Новости в пресс-службе университета.
«
«В готовых деталях вероятно образование внутренних дефектов, от которых может зародиться усталостная трещина. Наша работа посвящена исследованию скорости роста таких трещин и их влияния на ресурс дисков … Важно отметить, что для отечественных сплавов, используемых при производстве дисков ГТД, такое исследование проводится впервые», — приводит пресс-служба слова аспиранта МАИ, ведущего конструктора управления прочности ОКБ имени Люльки Дмитрия Немцева.

Он пояснил, что диски турбины и компрессора вместе с лопатками вращаются в двигателе с высокой скоростью, поэтому их разрушение может привести к катастрофическим последствиям. Диски производятся по технологии горячего изостатического прессования металлических гранул малой величины, порядка 50–150 микрометров, рассказал конструктор.

Для проведения испытаний российские разработчики предложили цилиндрические образцы с уже заложенным в них внутренним дефектом. С их помощью удалось снизить стоимость исследований, которые, например, за рубежом проводятся на плоских образцах с использованием вакуумной печи.

«По результатам экспериментов на ряде образцов специалистам удалось определить зависимость скорости роста трещины от внутренних дефектов. В рамках дальнейших исследований запланированы изменения размеров образцов, нагрузки и температуры испытаний», — поделились в пресс-службе планами на будущее.

Исследование в ноябре 2023 года было представлено на Всероссийском межотраслевом молодёжном конкурсе научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» и вошло в число лучших участников.

Результаты работ помогут повысить достоверность расчётов ресурса дисков, что позволит, не прибегая к избыточной консервативной оценке, наиболее полно использовать возможности деталей и продлить время эксплуатации серийных двигателей, работающих в интенсивных условиях.

5/5 - (1 голос)